Главное
- Подробности
- Опубликовано 27.02.2024 18:06
Никита Филиппов: «Настоящие учёные – это идейные, заряжённые люди, готовые до последнего защищать свои убеждения»
Не так давно Приморскстат опубликовал статистическую информацию о ситуации с кадрами в научных учреждениях Приморского края. Оказалось, что доля людей до 29 лет, занимающихся исследованиями и научными разработками, составляет 9%. И это немало для сферы деятельности, в которой для успешной самореализации требуется обладать не только определёнными компетенциями, но и набором соответствующих личностных качеств – аналитических и творческих способностей, воображения и критического мышления, жёсткой самодисциплины и огромного трудолюбия. Так почему молодые люди сейчас идут в науку? Природная любознательность? Желание расширить знания и досконально разобраться в сути разных вещей, явлений, событий? Интерес к исследованиям и решениям сложных и необычных задач?
Мы обратились к молодым учёным из научных организаций ДВО РАН и попросили рассказать о их пути в науку. Одним из первых героев нашей новой рубрики стал старший лаборант с высшим образованием отдела этнографии, этнологии и антропологии ИИАЭ ДВО РАН Никита Сергеевич Филиппов.
– Расскажите немного о себе, пожалуйста, сколько лет, где учились, когда решили пойти в науку и почему?
– Мне 24 года, не так давно окончил ДВФУ по направлению «История». В департаменте (раньше это были кафедры) истории и археологии учился шесть лет. Четыре года в бакалавриате и два года в магистратуре. Можно сказать, что это были лучшие годы моей жизни. В кругу единомышленников, поглощал знания, учился новому и становился, не побоюсь этого слова, лучше. Считаю, что получил хорошее, а главное комплексное, гуманитарное образование. Кроме истории изучал философию, социологию и религиоведение.
После окончания магистратуры, в 2022 г. поступил в очную аспирантуру ИИАЭ ДВО РАН на профиль «Отечественная история».
Мысль стать учёным созрела в старших классах школы. Сам я из маленького городка на границе Амурской области и ЕАО. Понятно, что диалоги о науке не велись ни дома, ни за его стенами. Социальный дискурс совсем не тот. Не та среда. Все вышло случайно.
Историю, конечно, любил всегда. С ранних лет зачитывался энциклопедиями на историческую тематику и смотрел соответствующие фильмы. В старших классах, не знал куда себя определить и по какому пути двигаться дальше. Однажды на уроке, то ли истории, то ли обществоведения, завуч и по совместительству учитель истории, на мои стенания, что не знаю, куда себя определить, сказала следующее: «Ну можно попробовать податься в науку, там много своих интересных вещей». Больше мы про это никогда не говорили, но идея проросла, да так, что в конце 11 класса, я уже знал, что буду учёным-историком. Так вот и иду до сих пор, по заданному в школе плану.
– У вас есть научный кумир?
– Да, и это Иммануил Кант. Великий философ Нового времени, совершивший «коперниканский поворот» в философии. Канта я люблю перечитывать, можно сказать, что я нахожусь с ним в постоянном диалоге. Кант всегда меня впечатлял своим образом мысли. Он был блестяще эрудирован и хорошо воспитан. Учтив, вежлив и образован. Три качества, которые, с моей точки зрения, должны быть у каждого учёного. В своих штудиях он умудрялся сочетать философию, историю, антропологию, естественные науки, а также этику и эстетику. Иные полагают, что он был обычным кабинетным учёным, однако за всем его «учёным бэкграундом» находился живой человек, со своими страстями. Кант любил засиживаться с друзьями допоздна, любил азартные игры, был большим любителем ухаживать за женщинами.
– Над чем работаете сейчас? Как это двигает науку? А есть ли пресловутый экономический эффект?
– Сейчас работаю над кандидатской диссертацией. В приближении тема звучит так: «Роль региональной науки в формировании дальневосточной политики (вторая половина ХХ в. – нач. ХХI в.)». Такая смесь интеллектуальной истории, экономики и антропологии. В своём исследовании мы хотим показать, какую роль играли представители дальневосточной академической науки в процессе формирования и принятия решений по развитию Дальнего Востока. Какую роль играли учёные, а именно экономисты, географы, геологи, лесоведы и т.д. в развитии народнохозяйственного комплекса СССР. Результаты исследования, я наивно полагаю, могут помочь в выстраивании более чёткой вертикали: «учёные –власть». Разрабатывая отдельные вопросы истории академической науки, можно учесть ошибки предшественников и акцентировать внимание на сильных сторонах взаимодействия науки и органов власти. Все эти моменты, как мне думается, можно определённо использовать в настоящем времени.
То, что наука постепенно коммерциализируется и становится наукой предпринимательского типа, для многих моих коллег не новость. Отношусь я к этому негативно и даже не хочу измерять свои исследования в категориях, некоего «экономического эффекта». Я гуманитарий, потому считаю, что гуманитарные исследования нельзя перевести в экономическую составляющую. Это что-то для души.
– Чем, по-вашему, отличается нынешнее поколение ученых?
– Я бы слукавил, если бы сказал, что мы свободнее, чем наши старшие коллеги. Думаю, что уместнее было бы сказать о наличии некой внутренней раскованности. Молодёжь также работает в тех же академических и конвенциональных рамках. Однако, даже на уровне академических практик и на уровне текстов, что мы пишем, умудряемся, я бы сказал, частично избегать этих рамок. Выражать свою точку зрения несколько иначе.
Вообще учёные воспринимаются окружающими (говорю на своем опыте), как дотошные и, местами, очень скучные люди, которые говорят на своём «птичьем языке». Такой знаете, кабинетный учёный, этакий «дядечка с бородой». Это не так. Это идейные, заряжённые, и я бы сказал, безумные люди – в хорошем смысле слова, то есть готовые до последнего защищать свои убеждения.
Хотя, иной раз смотрю на некоторых своих молодых коллег и думаю – «Н, ты же выглядишь как карикатурный профессор из анекдотов. Ты уже говоришь как доктор наук». Есть среди нас, скажем, «панки». Молодые ребята, глядя на которых никогда не скажешь, что они учёные. Разноцветные волосы, пирсинг, свободный стиль одежды, «оверсайз», например. То же самое касается их совсем «недиссертабельных» тем и сфер интересов вообще. Но это люди, которые не меньше других пытаются двигать науку. Как, например, Кнорозов Юрий Валентинович (историк, что письменность майя расшифровал). Со слов его коллег, он выглядел как маргинал и очень много курил, однако результаты его научной деятельности впечатляют. Чистый «панк». Абсолютно не вкладывался распространённые стереотипы о людях из академической сферы.
И я думаю, что в нашем поколении, много именно вот этих «панков». Раскованных, идейных, искренних и открытых. Верящих, что скажут своё слово в науке и, что важно, много делающих для этого.
Никита ФИЛИППОВ
Фото: из архива Н. Филиппова